Сахарный мониторинг
  ГЛАВНАЯ  МОНИТОРИНГ  НОВОСТИ  ПОДПИСКА  ТРЕЙДЕРЫ  АРХИВЫ  КОНТАКТЫ
 Для подписчиков
 Актуальные темы
 Базы данных
 Подписка
 О нас
 Дополнения


Лукашенко защищает сладкую жизнь
Сахар, сахарный рынок - статьи, заметки, комментарии 14/10/2006

Президент Беларуси убежден, что вопрос поставок белорусского сахара в Россию решится в ближайшие дни. В противном случае Беларусь грозится предпринять "адекватные действия". "Мы договорились, что сегодня-завтра стороны развяжут проблему по этому вопросу, и в течение этой недели он должен быть снят", — рассказал он членам правительства, сообщая об итогах встречи с Владимиром Путиным 10 ноября в Москве.

При этом, обратившись к главе Государственного таможенного комитета Беларуси Александру Шпилевскому, Лукашенко, как сообщает "Интерфакс", подчеркнул, что, если российская сторона по-прежнему будет применять ограничительные меры, "мы должны будем предпринять адекватные действия", которые, как водится, свелись к транзитным возможностям. "Туда-обратно через Беларусь передвигается 100 млн. тонн российских грузов. Это огромный оборот и мы не хотели бы предпринимать какие-то действия", — намекнул белорусский президент.

Напомним, Министерство экономического и развития и торговли России (МЭРТ) по итогам проведенного антидемпингового расследования в отношении ввозимого в Россию из Беларуси сахара, выступило с инициативой введения пошлины в размере 8,1% от таможенной стоимости товара.

Как заявили "Белорусским новостям" в "Союзроссахаре", себестоимость производства сырцового сахара сейчас составляет более 500 долларов за тонну, а белорусский сахар поступает на российский рынок по цене 480 долларов за тонну.

В "Белгоспищепроме" предложение о введение пошлин считают необоснованным. По словам начальника управления внешнеэкономических связей, торговли и маркетинга концерна Татьяны Чичиро, доля белорусского сахара на российском рынке составляет около 7% — столь незначительные объемы не могут нанести серьезный урон сахарной отрасли России. Кроме того, белорусская сторона представила материалы, разъясняющие суть господдержки своих сахарных заводов: поскольку 99% их акций принадлежит государству, то по праву собственника оно оказывает поддержку в финансировании техперевооружения, выполнении госзаказа, а на вложенные государством средства начисляются дивиденды.

Претензии "Союзроссахара" связаны и с тем, что под видом свекловичного сахара, не облагаемого таможенной пошлиной согласно договору "О таможенном союзе", из Беларуси в Россию поставляется сахар, выработанный из импортного сахара-сырца, который должен облагаться пошлиной в 340 долларов с каждой тонны.

"Россия заподозрила, что мы якобы поставляем тростниковый сахар. Нам нет необходимости поставлять его в Россию, потому что у нас достаточно свекловичного сахара, и российская сторона не возражает в этом плане", — парировал белорусский лидер.

Между тем, по подсчетам российских таможенников, в 2005 году из Беларуси в Россию было ввезено сахара в полтора раза больше, чем в Беларуси, по официальным данным, было его произведено. Белорусская сторона, отрицая обвинения, считает, что Россия нарушит союзные договоренности, если введет импортный тариф.

Причем, как убежден Александр Лукашенко, "дело здесь в другом". "Я сказал, что российские производители не в состоянии конкурировать с белорусским производителями, и россияне хотели бы держать цену повыше", — заявил глава государства. По его словам, "президент России не исключает, что в данном случае идет лоббирование российскими товаропроизводителями этого вопроса". Как отметил Лукашенко, "Путин также высказался против введения пошлин. А то получится, что мы введем пошлины на сахар, кондитерские изделия, нефть, и разрушим то, что было сделано до нас".

Между тем, согласно данным российских сахаропроизводителей, из-за нелегального и полулегального ввоза сахара, их потери за последние три года превысили полмиллиарда долларов, что привело к тому, что сахарная отрасль стала единственной убыточной среди всех отраслей пищепрома России.

На сегодняшний день, по решению министерства Германа Грефа, поставщики обязаны ввозить сахар в Россию железнодорожным транспортом и только через два таможенных поста Московской западной таможни. Ограничительные меры привели к тому, что объемы поставок сахара в Россию железнодорожным транспортом сократились, однако, по мнению российских таможенников, сахар ввозят активно, но используют другие схемы — в обход пунктов пропуска.

Как отметил в ходе недавней пресс-конференции посол России в Беларуси Александр Суриков, "сегодня существует целый перечень проблем, касающихся белорусско-российского таможенного союза и взаимной торговли". Сумма ограничений, применяемых двумя сторонами, по его данным, составляет около 300 млн. долларов при товарообороте в 20 млрд. долларов. "Есть белорусские ограничения на российские товары — таких претензий Российская Федерация сформулировала всего 78 из многих миллионов позиций, есть экономические претензии белорусской стороны к России — таких позиций 52", — сообщил Суриков.

Для снятия взаимных претензий создана совместная комиссия, работу которой взял под контроль лично белорусский премьер Сергей Сидорский. В результате "14 претензий сняла Беларусь, 7 — Россия. Определены сроки отмены 15 и 14 ограничений соответственно. Еще по 40 и 20 ограничениям договорились, какие соглашения надо подписать. Однако 7 вопросов Беларуси к России и 3 вопроса России к Беларуси стороны урегулировать так и не смогли". В частности, сахарную проблему, которая, считает дипломат, потребует политического решения.

Между тем, Суриков убежден, что при нынешнем дефиците сахара на российском рынке, места там хватит и белорусскому, и российскому производителю, но на взаимоприемлемых условиях. Нужно сесть и договориться.

В том, что нужно договариваться, не сомневается и белорусский лидер: "Договариваться надо, и не может быть силового решения проблемы, когда на границе не пропускают вагоны с сахаром", — подчеркнул Лукашенко.

Он сообщил, что "мы договорились: никаких силовых действий. А то получится, что в Москве задерживают 200 вагонов с сахаром, а здесь Шпилевский — 12 автомобилей, следующих в Калининград. Вы что, хотите, чтобы мы досматривали на границе каждый автомобиль? Но тогда у вас будут очереди от Смоленска до Москвы".

Елена НОВОЖИЛОВА
К разделу СМИ о сахаре

 

 
HOME |  МОНИТОРИНГ |  НОВОСТИ   | ПОДПИСКА |  ТРЕЙДЕРЫ |  АРХИВЫ |  КОНТАКТЫ
Dum spiro, spero
ISCO-I    MOSCOW 2006
 
ИКАР