Сахарный мониторинг
  ГЛАВНАЯ  МОНИТОРИНГ  НОВОСТИ  ПОДПИСКА  ТРЕЙДЕРЫ  АРХИВЫ  КОНТАКТЫ
 Для подписчиков
 Актуальные темы
 Базы данных
 Подписка
 О нас
 Дополнения


СЛАДКАЯ ВОЙНА
Сахар, сахарный рынок - статьи, заметки, комментарии 01/02/2006

Мировое сражение за сахар масштабно. В нем участвуют более 70 государств. На карту поставлены миллиардные суммы, существование национальных экономик. Уступит ли европейская свекла бразильскому тростнику?

Недавно в Гонконге состоялась встреча министров экономики из 148 государств – членов Всемирной торговой организации (ВТО). Большую часть встречи участники министерского саммита посвятили проблемам развития и модернизации мирового рынка сельскохозяйственной продукции. В частности, одной из наиболее острых проблем – либерализации мирового рынка сахара.

Камнем преткновения в переговорах остаются ввозные пошлины и практика сельскохозяйственных субсидий в развитых странах. Сельхозпроизводители из бедных стран видят в этом основное препятствие на пути их продукции на западные рынки. Главные обвинения чаще всего звучат в адрес Европейского союза.

УПУЩЕННЫЕ МИЛЛИАРДЫ

Рынок сахара всегда был привлекателен. Сахар – стратегический продовольственный товар и в то же время сырье для многих предприятий пищевой промышленности. Сегодня около двух третей мирового объема сахара приходится на тростниковый. На его основе формируются мировые цены. Кроме того, в мире активно проводится торговля его полуфабрикатом, сырцом, который после несложной технологической процедуры превращается в белый сахар.

Структура мирового рынка сахара очень отличается от структуры рынков других продовольственных товаров. Если на рынке кукурузы 94 процента экспорта осуществляют всего две страны (США и Аргентина), то на рынке сахара до 2005 года 85 процентов экспорта приходилось на долю 11 стран.

В их числе Бразилия, Индия, Китай, Таиланд, Куба и Мексика, в то время как ЕС, страны Восточной Европы, Украина и Россия производят основную часть свекловичного сахара. Стоит отметить: три самых крупных поставщика являются странами развивающимися.

За последнее пятилетие более трети мирового рынка занял бразильский сахар. В силу ряда внутренних проблем Бразилии он продавался по бросовым ценам. Как следствие, средний уровень цен резко упал значительно ниже себестоимости продукта. В итоге ЕС и другие страны подняли таможенные пошлины на товар.

По оценкам Международной организации сахара (МОС), пошлины на белый сахар в 2005 году составляли в мире в среднем почти 90 процентов, на желтый сахар (сырец) – более 70 процентов.

Эксперты Международного банка реконструкции и развития утверждают, что если снять противоречия между участниками мирового рынка сахара, то они получили бы в течение ближайших 10 лет прибыль не менее 250 миллиардов долларов.

Претензии развивающихся стран не беспочвенны. В странах Европейского союза до недавнего времени более половины всего бюджета поглощались субсидиями фермерам. В абсолютных цифрах в 2005 году они составили 114 миллиардов долларов.

В США дотации фермерам также достигают колоссальных размеров. Если так называемые в США farm bills, то есть счета за оплату сельскохозяйственного производства, десять лет назад составляли примерно 60 миллиардов долларов, то теперь они выросли почти в 2,5 раза. Кроме того, американским фермерам гарантируются твердые закупочные цены на уровне мировых, а внутренний рынок защищен от иностранных конкурентов высокими тарифами.

Борьба за выживание на сахарном рынке среди производителей долго шла в неравных условиях. Немецкие фабрики продавали сахар по 63 цента за килограмм, бразильские – за 28 центов. При этом Бразилия почти 40 лет не имела никаких шансов выйти со своим сахаром на рынок ЕС. Благодаря барьерам в пределах европейского сообщества тростниковый сахар был дороже, чем местный свекловичный. Нетрудно догадаться, какой выбор в этой ситуации делали французский производитель конфитюра, германский кондитер или итальянский изготовитель прохладительных напитков.

Закрытость сахарного рынка ЕС для классических стран сахарного тростника, таких как Бразилия, Индия, Таиланд, Австралия, а также для множества развивающихся стран, бывших колоний в Африке, Карибском море, в Тихом океане, всегда лежала на совести Европы. Сегодня только страны АСР могут поставить на европейский рынок около 1,6 миллиона тонн тростникового сахара. Но в Европе и без того предложение свекловичного сахара как минимум на 25 процентов превышает спрос.

НОВЫЙ РЕЖИМ

За полтора года до Гонконгского саммита ВТО, предвидя возможную потерю своих позиций на мировом рынке сахара и пытаясь ослабить давление со стороны «тростниковых стран», в июле 2004 года Европейская комиссия (ЕК) провела отвлекающий маневр – опубликовала свои предложения по реформированию системы регулирования европейского рынка сахара. Тогда в подготовленном ЕК документе («White Paper») предлагались радикальные изменения в политике ЕС, направленные прежде всего на сокращение выплат фермерам в форме субсидий. В частности, предусматривался отказ от сахарных интервенций и их замена системой контрольных цен. Определялись минимальные цены, уплачиваемые производителям сахарной свеклы, пороговый уровень поддержки для частного хранения, гарантированные цены для преференциального импорта из стран Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана (АСР) и базис для исчисления импортных пошлин. Реализация проекта предусматривала сокращение среднегодового производства сахара в ЕС с 20,5 до 17,5 миллиона тонн.

Европейский союз обещал даже временно открыть внутренний рынок для сахара из Бразилии и других стран-поставщиков. Впервые за 40 лет ЕС делал большой шаг в сторону реформирования собственного «сахарного режима».

Во всем этом реформаторском многообразии присутствовало одно маленькое «но»: реформу предполагалось провести только после того, как бедные и развивающиеся страны откроют свои рынки для товаров и услуг, поставляемых из Европы. Однако такие условия явно не устраивали первых и особенно новых агрогигантов – Бразилию и Индию.

Авангардом в тайной, а затем и открытой сахарной войне против ЕС всегда выступал «тройственный союз» Бразилии, Австралии и Таиланда. Открытый европейский рынок прежде всего выгоден Бразилии, по праву считающейся сегодня сельскохозяйственной сверхдержавой. Но многим небольшим развивающимся странам новая политика существенно осложнит ситуацию: они долгое время пользовались режимом преференций в торговых отношениях с Европой, теперь им придется действовать в менее благоприятных условиях.

Новая программа ЕС, составленная по итогам Гонконгской встречи, рассчитана на несколько лет, и в течение всего этого периода фермеры будут получать по 64,2 процента от упущенного дохода. В странах, где объем сахарной промышленности упадет более чем вдвое, на пятилетний срок будет введена стопроцентная компенсация.

С начала 2006 года ЕС установил для производителей сахара налог, за счет которого предполагается компенсировать фермерам прибыль, недополученную после снижения цен. Часть налога идет на выплату компенсаций производителям, вынужденным уходить с рынка или диверсифицировать бизнес, осваивая новые направления вроде изготовления биоэтанолового топлива из сахарной свеклы.

Непосредственные производители корнеплодов внутри ЕС распрощались с высокими, гарантированными ценами на свою продукцию. Такое решение Брюсселя вызвало массовые протесты фермеров в Центральной и Восточной Европе. Для них оно было бы понятным, если бы существовала альтернатива, если бы было прибыльным выращивание пшеницы или ячменя. Но гектар, занятый под сахарную свеклу, давал европейскому фермеру прибыль в три раза большую, чем гектар под зерновыми культурами.

Подобная ситуация сложилась из-за давней политики ЕС по стимулированию импортозамещения и формированию собственного производства сахара. Это позволяло до недавних пор сельскохозяйственным производителям Франции, Германии, Бельгии возделывать пшеницу, фенхель, ячмень. Теперь же такой возможности у них нет.

ПО СЕБЕСТОИМОСТИ МАЧЕТЕ

Истоки сахарной войны – на тростниковых полях Бразилии.

Содержание сахара в тростнике и свекле почти одинаково (20 и 19 процентов соответственно). Однако сахарный тростник в условиях теплого тропического и влажного климата растет неимоверно быстро и может давать до двух урожаев в год.

Типичное европейское свекловодческое хозяйство до недавнего времени имело 25 гектаров посевной площади сахарной свеклы, годовой сбор составлял примерно полторы тонны корнеплодов. Типичная тростниковая плантация в Бразилии имеет площадь примерно 20 000 гектаров. Для сравнения: это больше трети посевной площади сахарной свеклы в такой стране, как Германия, – одной из основных сахаропроизводящих стран ЕС.

Урожай, который удается собрать европейскому фермеру за год, использующему современные машины и технологии, бразильский получает за полгода. В его руках лишь мачете. На рынке труда в Бразилии в изобилии дешевая рабочая сила. В самую жаркую пору урожая сборщик тростника получает в среднем 11 долларов в день, или 300 долларов в месяц. В Европе наемный работник получает соответственно 40 и 1500 евро. Себестоимость тростникового сырца в 3–4 раза ниже европейского полуфабриката.

Устойчивое увеличение посевной площади под сахарным тростником, улучшение технологий его выращивания и переработки позволили Бразилии за последние 10 лет увеличить производство сахара более чем в 2,5 раза – до рекорда 25,5 миллиона тонн в сезон 2004–2005 годов.

Бразилия традиционно экспортирует 45–55 процентов производимого в мире сахара – показатель колеблется в зависимости от объема внутреннего производства и ситуации на мировом рынке. Не одно десятилетие страна является мировым лидером по экспорту сахара. Для сравнения: Таиланд – второй мировой экспортер сахара – в последние годы продавал за рубеж «всего» около 4–5 миллионов тонн продукта в год.

Основные и традиционные рынки сбыта бразильского сахара-сырца – Россия, Египет, Иран, ОАЭ. Рафинированный же сахар Бразилия экспортирует главным образом в Египет, Нигерию, Индию, Шри-Ланку и Йемен.

Сегодня сахар – главное оружие Бразилии на мировом рынке продовольствия и, возможно, в недалеком будущем на рынке энергоресурсов.

По оценкам департамента сельского хозяйства США, мировое производство сахара в 2005–2006 маркетинговом году составит 144,2 миллиона тонн, а товарооборот мирового рынка сахара – в размере 76 миллиардов долларов. Лидировать на этом рынке, только с еще большим отрывом от своих ближайших конкурентов, будет Бразилия. С этим трудно поспорить, особенно учитывая гонконгский проигрыш ЕС. Попытки представителей ЕС и США уличить Бразилию в скрытом субсидировании сахарной отрасли также потерпели неудачу.

ПРИВИЛЕГИИ СВЕКЛЫ

Пока Бразилия резко наращивала объемы производства тростникового сахара, европейцы топтались на месте. Сахарная свекла в Европе со времен Наполеона имела статус «священной коровы» и рассматривалась как предмет национальной гордости, как национальное достояние. Она практически всегда была вне зоны критики, находясь под зонтиком политического табу.

Сахарный режим ЕС долго жил по договору, подписанному рядом европейских стран еще в прошлом столетии. Речь идет о «Временном соглашении об организации торговли и производстве сахара стран – членов ЕЭС» от 18 декабря 1967 года. В нем были установлены твердые квоты производства и высокие закупочные цены для всех. Таким образом, внутри рыночной империи возник остров почти социалистического планового хозяйства, где прибыль уже не являлась критерием целесообразности и рациональности производства.

28 апреля 2005 года был объявлен приговор последней, высшей судебной инстанции ВТО в пользу правительств Бразилии, Таиланда, Австралии. Апелляционный орган Всемирной торговой организации (ВТО) признал незаконной государственную поддержку, которую оказывают страны Европейского союза своим производителям сахара.

Конечно, ВТО является весьма авторитетным органом, однако эта организация не наделена исполнительной властью. Бразильская сторона знала, что практическая реализация этого решения невозможна не только без нажима на Брюссель, но и без его (Брюсселя) заинтересованности. Поиском альтернативной выгоды для ЕС и подготовкой соответствующего общественного мнения бразильская сторона занималась довольно активно и не без успеха. Работу в этом направлении целой команды бразильских функционеров от сахара возглавлял бывший банкир и профессор экономики Эдуард де Карвало. Под его руководством практически на любом международном форуме предлагалась к обсуждению одна и та же тема: если ЕС откроет доступ на свой рынок бразильскому (таиландскому, австралийскому) сахару, то Бразилия (Таиланд, Австралия и другие страны сахарного тростника) на льготных условиях автоматически откроют свои рынки для промышленных товаров из ЕС. В противном случае будут введены штрафные пошлины.

Конечно, у сахарного лобби есть в ЕС столь же могущественные противники – в фармацевтической, кондитерской промышленности, производители безалкогольных напитков, крупные концерны, мечтающие приобретать сахар по ценам мирового рынка. В этих отраслях только в одной Германии занято 250 тысяч человек, значительно больше, чем в индустрии сахара! Но они лишь при случае ворчали, но не более того. Почему?

Причины скрывались в особенностях функционирования европейского рынка сахара. В первую очередь имеется в виду действовавшая система экспортных субсидий – один из самых странных инструментов дотационной политики ЕС. Брюссель выплачивал немалые деньги своим экспортерам, покрывая разницу между ценой продукции на мировом рынке и ценой в ЕС.

В то же время процедура получения экспортных субсидий являлась инструментом административного давления на бизнес. Так, например, экспортер конфет должен был не менее чем за год известить региональную экспортную комиссию о предполагаемых объемах поставки продукции, скажем, в Китай, Индию, Бразилию или Россию, предъявить вигерпротоколы, подтверждающие экспортные расписки, «желтые» формуляры, другие бумаги общим количеством не менее дюжины. Только расходы администрации ЕС для организации и обслуживания экспортной процедуры составляли в среднем от 250 до 300 миллионов евро в год.

ПОПЕЧИТЕЛИ ЛАНДШАФТОВ

Формально сегодня в Брюсселе озабочены возможными последствиями новой сельскохозяйственной политики. Однако общество больше, чем чиновники, хочет знать, что будет с фермерами. Они составляют только 0,5 процента населения Европы, но владеют почти половиной площади ЕС. 47,5 процента его территории – сельскохозяйственные угодья. Не все они идеальны, но все они – и винные склоны в Луаре, и оливковые рощи в Тоскане, и поля пшеницы в Гессенской долине – плоды кропотливых трудов и стараний не одного поколения европейских фермеров. Если пустить по миру 400 тысяч фермеров, что станет с 47,5 процента не самых худших земель Европы?

Но пока в аграрной комиссии ЕС звучат лишь предложения о переквалификации фермеров в попечителей ландшафтов, во что-то среднее между сторожем и ландшафтным дизайнером и предлагается компенсация за потерянный бизнес в среднем по 400 евро в месяц.

Для того чтобы европейский фермер смог привыкнуть к новой системе, установлен своего рода переходный период в четыре года. Однако в 2008 году будет проведен пересмотр системы, чтобы принять к сведению ситуацию на мировом рынке и прочие факторы неопределенности. В течение двух приемов за 3 года интервенционные цены в ЕС для производителей сахара сократятся с 632 евро за тонну до 421 евро. Минимальная цена, которая будет гарантирована производителям сахарной свеклы в ЕС, снизится с 43,6 до 27,4 евро за тонну. Общая квота на сахар в ЕС упадет в течение 4 лет на 2,8 миллиона тонн и составит 14,6 миллиона тонн.

Страны Африки, Карибского бассейна, Тихоокеанского региона (бывшие колонии европейских стран), пользующиеся гарантированными экспортными квотами и системой ценовых преференций со стороны ЕС с 1975 года, выступили против реформы и призвали ЕС отложить ее хотя бы до 2010 года.

Самым болезненным для европейских сахарозаводчиков будет нынешний 2006 год: Евросоюз сейчас проводит основную часть снижения закупочной цены – 20 процентов из запланированных 36.

По словам еврокомиссара по вопросам сельского хозяйства и развития села Марианн Фишер-Боел, у производителей сахара в ЕС радужные перспективы: «Мы предлагаем стабильный долгосрочный план, предусматривающий определенное финансирование, чтобы производители, которые не могут быть конкурентоспособными, оставили эту отрасль».

Согласно новой программе, схема реструктуризации производства сахара в ЕС предполагает высокое дифференцированное финансирование. Оно будет стимулировать закрытие фабрик и отказ от европейских квот, а также компенсировать социальные последствия закрытия. Для восточных стран сумма финансирования – 730 евро за тонну в первый год (во второй – 625 евро, в третий – 520, в четвертый – 420).

Например, для Латвии, «новой страны» ЕС, где под выращивание сахарной свеклы до 2006 года было отведено около 14 тысяч гектаров, или около 0,2 процента территории страны, и имелось всего две сахарных фабрики – АО «Jelgavas cukurfabrika» и АО «Liepajas cukurfabrika», производственная квота составляет 50,2 тысячи тонн в год. Почти половина из этого объема – 24,8 тысячи тонн сахара в год – квота для Лиепайской сахарной фабрики. Если она закроется, то Брюссель в первый год заплатит 18,1 миллиона евро (во второй – 15,5 миллиона, в третий – 13,0, в четвертый – 10,4). То есть за 4 года ничегонеделания фабрика получит 57 миллионов евро. Вроде неплохо... Но на что сахарозаводчик будет жить лет через пять?

В Латвии представители отрасли настроены менее оптимистично, чем в Брюсселе. Латвийские сахарные фабрики как раз попадают в разряд мелких, которые ЕК думает прикрыть за сомнительную компенсацию. Между тем сырье фабрикам поставляют около 600 фермерских хозяйств, которые скоро останутся без работы, ведь экспортировать свеклу запрещено.

Аркадий ПОРУНОВ
К разделу СМИ о сахаре

 

 
HOME |  МОНИТОРИНГ |  НОВОСТИ   | ПОДПИСКА |  ТРЕЙДЕРЫ |  АРХИВЫ |  КОНТАКТЫ
Dum spiro, spero
ISCO-I    MOSCOW 2006
 
ИКАР