Сахарный мониторинг
  ГЛАВНАЯ  МОНИТОРИНГ  НОВОСТИ  ПОДПИСКА  ТРЕЙДЕРЫ  АРХИВЫ  КОНТАКТЫ
 Для подписчиков
 Актуальные темы
 Базы данных
 Подписка
 О нас
 Дополнения


Биодизель - живое топливо
29.12.2006

В России в производство “зеленого бензина” могут вложить $1 млрд

“Я недавно доказывал друзьям, что за биотопливом будущее. Мы на спор заправили дизельный джип подсолнечным маслом. 500 км проехали — хоть бы что машине!” — рассказывает владелец крупного российского агрохолдинга. Сейчас он готовит бизнес-план строительства завода по производству биодизеля. Этот предприниматель не одинок.

Биодизель (метиловый эфир, добавка к дизельному топливу) получают из масличных культур (подсолнечник, рапс и проч.) Из всего, что содержит крахмал или сахар (пшеница, кукуруза, сахарная свекла), вырабатывается биоэтанол (жидкое спиртовое топливо, добавляемое к бензину). Кроме того, развиваются технологии производства биоэтанола из целлюлозы (солома, опилки).

Только в уходящем году в России несколько компаний объявили о намерении построить заводы по производству “зеленого бензина” почти на $1 млрд. Эта цифра сравнима с объявленным объемом инвестиций в свиноводство — один из самых динамичных секторов агробизнеса. В биоэтанольных гонках участвуют примерно 25 компаний, подсчитал вице-президент Российской биотопливной ассоциации Алексей Аблаев. Из них около 10 готовят проекты, из которых точно будут реализованы три-четыре. Похожие цифры, добавляет он, и по биодизельным заводам.

География проектов обширна. Так, в Волгоградской области планирует выпускать биоэтанол компания “Випойл-агро”. По данным PricewaterhouseCoopers (консультант проекта), завод обойдется в $500 млн. Не меньше 150 млн евро планирует вложить в завод в Омской области группа “Титан”. В Ростовской области могут появиться сразу два биоэтанольных производства. В течение 2007 г. рассчитывают подготовить проектно-сметную документацию, а затем начать строительство “Башнефть-Юг” (130 млн евро) и агроиндустриальная корпорация “Астон” (100-120 млн евро). Объявила о планах создания биодизельного производства в эстонском порту Мууга компания “Русские масла”. Изучают возможности создания биоэтанольного или биодизельного производства и лидеры зернового рынка: “Юг Руси”, “Настюша”, “Разгуляй”.

Впрочем, пока эксперты говорят лишь о желании компаний первыми занять место на рынке. Перспективы многих проектов до конца не ясны, говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. Потенциальные владельцы биоэтанольных заводов рассчитывают в основном на экспорт своей продукции. Это и понятно: средняя себестоимость литра биоэтанола на российских заводах должна составить около $0,35, а на европейских — 0,35 евро. Разница, объясняет Аблаев, создается за счет цен на зерно и электроэнергию (на это приходится до 90% себестоимости). А покупать биоэтанол европейцы готовы по $0,60 за литр, продолжает он.

Потенциальные покупатели биодизеля находятся внутри страны: это владельцы сельхозтехники, которую сейчас заправляют соляркой, и железные дороги, которые могут перевести тепловозы на биотопливо. О готовности “в перспективе” перейти на биотопливо на коротких участках пути российские железнодорожники действительно уже заявляли.

В среднесрочной перспективе спрос на биодизель в мире будет формироваться в первую очередь за счет господдержки — налоговой политики и законодательного закрепления минимальной доли жидкого биотоплива в топливе для транспорта, полагают эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (OECD). В России этого пока незаметно. “У нас много нефти, так что власти к таким инновациям относятся холодно”, — объясняет замгендиректора ВНИИ по переработке нефти Александр Данилов.

Ввести льготы для производителей отдельного вида продукции — например, биотоплива — и создать механизм их администрирования “технологически сложно”, говорит зампред бюджетного комитета Госдумы Сергей Штогрин. Для производителей отдельных товаров есть лишь льготы по НДС, но проблему стимулирования использования биотоплива нужно изучить комплексно и предусмотреть другие меры поддержки, в том числе и неналоговые, рассуждает он. В декабре группа сенаторов и депутатов внесла в Госдуму законопроект, освобождающий моторные топлива, содержащие не больше 10% этилового спирта, от регулирования как алкогольной продукции и вводящий налоговые вычеты по акцизам для такой продукции. Профильные комитеты могут начать рассматривать его в осеннюю сессию.

Анфиса Воронина
К разделу "О разном"
 


 
HOME |  МОНИТОРИНГ |  НОВОСТИ   | ПОДПИСКА |  ТРЕЙДЕРЫ |  АРХИВЫ |  КОНТАКТЫ
Dum spiro, spero
ISCO-I    MOSCOW 2006
 
ИКАР